АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ
Том II , С. 671-672
опубликовано: 18 февраля 2009г.

АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ

Содержание

[груз. ანტონ მარტმყოფელი] (сер. VI в.), прп., столпник (пам. 19 янв.), один из 13 преподобных сир. отцов, основоположников монашества в Грузии (общая пам. 7 мая), основатель Марткопского мон-ря. Бóльшую часть жизни А. М. провел в одиночестве, из-за этого его прозвали Мартомкофели (пребывающий в одиночестве), откуда происходит название местности и мон-ря - Марткопи. Первое упоминание об А. М.- краткое сведение о его приезде в Грузию - включено в кн. «Житий сирийских отцов» (X в.). Более подробно говорит о нем гимнограф Католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1-я пол. XIII в.), составивший песнопение в честь доставленного А. М. в Грузию Нерукотворного образа Спасителя, где в стихотворной форме повествуется о неск. эпизодах жизни А. М.

Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Отдельное синаксарное житие А. М., независимое от житий др. сир. отцов, было составлено неизвестным автором лишь в XVII в. и полностью вошло в поздние списки «Картлис Цховреба». По сообщению жития, А. М. происходил из г. Эдессы. После неудавшейся осады города иран. шахом Хосровом I Ануширваном А. М. покинул город, унеся из несторианской церкви копию Нерукотворного образа Спасителя, по Промыслу Божию запечатленную на глиняной табличке, и направился в Грузию вслед за своим учителем св. Иоанном Зедазнийским. В Грузии А. М. обосновался на горе Акриани (к востоку от Тбилиси, позднее на этом месте был сооружен храм во имя Нерукотворного образа Спасителя) и обратил в христианство жителей окрестностей Зедазенской и Икалтойской гор, сел Ахметы и Лопотисхеви (к северо-востоку от Тбилиси). Подвиг молитвенной жизни А. М. привлек к нему множество учеников. Наставив их в иноческом делании, А. М. поселился невдалеке на высоком утесе, где и провел последние 15 лет жизни, построив столп (башню) и маленькую церковь.

А. М. стяжал такую меру духовного мира, что его не трогали дикие звери, и каждое утро приходили олени. Житие повествует о чуде, совершенном А. М. и свидетельствующем о безграничной любви преподобного ко всему живому: местный правитель, охотившийся однажды на оленей в местности, где подвизался А. М., был рассержен молчанием преподобного в ответ на вопрос, где тот живет, и приказал отсечь А. М. руку. Когда кузнец собирался исполнить приказание, его собственные руки чудесным образом одеревенели, а рука А. М. была превращена в горящие угли. Потрясенный правитель был готов исполнить любое желание святого, но А. М. попросил лишь соли для своих оленей.

А. М. дожил до глубокой старости и был погребен в устроенном им храме справа от царских врат. На его гробнице совершались исцеления, и чудесным образом ни одно существо жен. пола не могло проникнуть в то место, где покоился его прах. Остатки столпа, на к-ром А. М. подвизался, сохранились до наст. времени.

Ист.: ასურელ მოღვაწეთა ცხოვრების წიგნთა მველი რედაჟციები / ილ. აბულამის გამოცემა. თბილისი, 1955. C. 303-399; მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები / ე. გაბიმაშვილის გამოცემა. თბილისი, 1968. T. 4. C. 393-398.
Лит.: კეკელიმე კ. ცხოვრება ასურელ მამათა // ჟართული ლიტერატურის ისტორია თბილისი, 1960. T. 1. C. 157-163; კეკელიმე კ. საკითხი სირიელ მოღვაწეთა ჟართლში მოსვლის შესახებ // ეტიუდები. თბილისი, 1956. T. 1. C. 18-50; გაბიმაშვილი ე. XVII-XVIII საუკუნეების სვინაჟსარული ცხოვრებანი, ანტონ მარტმყოფელი // მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1979. T. 4. C. 218-225; მერკვილამე დ. ასურელ მამათა ჟართლში მოსვლის დრო. თბილისი, 1996.
М. Сургуладзе

Иконография

Одно из редких изображений А. М. сохранилось на эмалевой иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР): святой изображен с седой окладистой бородой, в рост, в монашеском одеянии, с куколем на голове, в руках образ Спаса Нерукотворного; у ног преподобного двое оленят, слева вдали храм с шатровым завершением; надпись выполнена на рус. и груз. языках.

Лит.: Русская эмаль XVII - нач. ХХ в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 122, 227. Ил. 155.
Э. П. И.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)
  • ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи
  • ГРИГОРИЙ ХАНДЗТИЙСКИЙ (759-861), прп., (пам. 5 окт.)
  • ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)
  • ДОДО ГАРЕДЖИЙСКИЙ († 623), один из 12 сир. отцов, прп. (пам. среда по Вознесении)
  • ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)
  • ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (ХI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля)
  • ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские
  • ИОАНН СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Ивер, Великий] (ок. 930 - 1005), прп. (пам. 12 июля, с прп. Гавриилом Иверским)
  • КИРИАК ОТШЕЛЬНИК (449-556), прп. (пам. 29 сент.)
  • АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)